г. Санкт-Петербург
Лермонтовский пр-т,
д. 48, лит. Д

mail@umfc.ru

8 (812) 456-58-38
8 (800) 222-58-38

Пн-Пт с 9.00 до 19.00

  • /
  • Госкомпании обяжут проводить аудит инвестпроектов

Госкомпании обяжут проводить аудит инвестпроектов

 

Правда, аудиторов пока не устраивает нормативно установленный потолок цены на их услуги

 

   С будущего года инвестиционные проекты всех естественных монополий и госкомпаний стоимостью более 3 млрд рублей будут в обязательном порядке утверждаться министерствами — причем только после проведения технологического и ценового аудита и подведения итогов общественных слушаний по проектам. Это следует из подготовленных Минэкономразвития поправок в законы «О естественных монополиях» и «Об электроэнергетике», а также из проекта соответствующего постановления правительства. На госкомпании новые требования распространят через директивы советам директоров.

 

   С 2014 года уже действует постановление правительства от 2013 года № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с госучастием...», но оно лишь описало базовый порядок проведения аудита и не установило точные сроки запуска обязательного аудита всех госпредприятий и конкретные госмонополии и компании, подпадающие под аудит, поясняет источник в Минстрое. Далее, как отметили в пресс-службе Минэнерго, в прошлом году принято постановление № 132, оно обязало электроэнергетические монополии и госпредприятия («Русгидро», «Россети», «Интер РАО», ФСК) с 2016 года проводить аудит инвестпроектов и выносить его итоги на общественное обсуждение. Можно отметить, что энергетики и ранее согласовывали свои проекты в Минэнерго, но без аудита.

 

   Проектом постановления правительства от Минэкономразвития планируется расширить этот порядок на госкомпании и монополии не только в сфере энергетики, но и газоснабжения, транспортировки нефтепродуктов и строительства инфраструктуры — то есть речь также о «Газпроме», РЖД, «Транснефти» и их «дочках». В частности, Минэкономразвития хочет увидеть, насколько обоснован рост тарифов при строительстве новой инфраструктуры. Инвестпрограммы в целом не будут подвергаться техаудиту, но будут в обязательном порядке требоваться министерствами, говорит источник.

 

— Например, в электроэнергетике это 63 инвестпрограммы, которые утверждает Минэнерго РФ, — уточняет член правления Национальном объединении технологического и ценового аудита (НО ТЦА) Борис Ярышевский. — Но сейчас правительство формально не может проверить, проводила ли компания аудит проекта или нет.

 

   Кроме того, как сказано в проекте постановления правительства, для анализа эффективности проектов аудит будет проводиться и по ходу их исполнения («Технико-экономические обоснование», «Проект», «Строительство»), а также 3 года после запуска проекта в эксплуатацию. Вдобавок вводятся правила и для самих аудиторов — в такой компании не должны работать учредители, должностные лица и акционеры, которые владеют более чем 2% акций компании, и их родственники; аудиторская контора может сотрудничать с одной и той же компанией не более 2 лет, привлечены могут быть только аудиторские компании с соответствующим семилетним опытом. Такие же ограничения есть в уже действующем постановлении об аудите энергетиков, более того, аудиторов сейчас обязывают получать для этого аккредитацию Минстроя.

 

   После предоставления итогов ТЦА в ведомства, отмечается в документе, инвестпроект и аудиторский отчет будут обсуждаться на общественных слушаниях при участии чиновников из соответствующих правительственных комиссий и с советами потребителей (например, есть Совет потребителей при правительственной комиссии по развитию электроэнергетики), а также на публичных интернет-ресурсах, таких как Единый портал госуслуг. В будущем году эти же нормы коснутся и госкомпаний, которых заставят аудироваться директивами правительства в советы директоров, говорит источник в Минэкономразвития. В среду, 27 мая, проект постановления был утвержден первым замом руководителя аппарата Правительства Максимом Акимовым и теперь ожидает рассмотрения правкомиссии по законотворчеству.

 

   Помимо контроля затрат на инвестпроект, правительство надеется упростить процесс согласования проектов между собой, так чтобы они не дублировали друг друга в отдельно взятых регионах, а также понять целесообразность использования отечественных технологий в сравнении с зарубежными аналогами, говорит собеседник в Минэкономразвития. В правительственной «дорожной карте» значатся планы по введению аудита и для проектов в сфере ЖКХ, которые экономическое ведомство предложило отсрочить, так как контроль за такими инвестпрограммами пока является прерогативой регионов и аудирование на их уровне необходимо осуществить сначала в пилотном режиме.

 

   Разработанное постановление нельзя считать панацеей от завышенных смет и неперспективных проектов, считает замглавы Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. По его мнению, заявленных 3 лет, в ходе которых аудиторы должны будут наблюдать за уже реализованным проектом, будет мало для большинства проектов той же транспортной инфраструктуры, за это время они окупиться, как правило, не успевают.

 

— Идея с введением ТЦА хорошая, но здесь государству нужно наращивать свои усилия как регулятора и правильно фильтровать проекты, — указывает Григорьев.

 

   В НО ТЦА таких рисков не видят и выступают за распространение аудита на проекты в сфере ЖКХ и дифференцированную по отраслям пороговую планку стоимости проектов, для которых обязателен будет аудит, — могут быть социально важные проекты и дешевле 3 млрд рублей. Кроме того, у НО ТЦА есть опасения, что проведение обязательного аудита может свестись к монополизации бизнеса ФАУ «Главгосэкспертиза России» — дело в том, что в постановлении правительства «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с госучастием...» приводится предельная цена на аудиторские услуги — в размере 0,58% от стоимости проекта.

 

— По таким расценкам смогут работать только финансируемые из госбюджета организации, реальные расценки в разы больше, — считает Ярышевский.

 

   По данным собеседника, средняя стоимость аудиторской проверки для энергетиков 2014 году составила 8,4 млн рублей и в целом с помощью ТЦА компании могли сэкономить 60 млрд рублей. На ту же ценовую проблему «Известиям», впрочем, указали и в ФСК.

 

— У нас 220 проектов, но в нашей стране нет достаточного количества организаций, которые готовы были бы проводить техаудит за те деньги, которые установлены законодательно в постановлении правительства № 382, — отметил начальник департамента инвестиционной деятельности ФСК ЕЭС Дмитрий Паришкура.

 

   Кроме того, в своих предложениях, направленных в Минэкономразвития, Минстрой и министру Открытого правительства Михаилу Абызову, НО ТЦА просит снизить порог вхождения компаний для участия в ТЦА с 7 до 3 лет («ни одна из существующих компаний не соответствует данным требованиям») и предусмотреть в постановлении оплату повторного проведения ТЦА, если при первичном были выявлены ошибки в документации компании.


ист. http://izvestia.ru/
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

Заказать звонок

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Ваше имя*:

Ваш номер телефона*: